История форта

     Форт «Великий князь Константин» — одно из самых значимых укреплений Кронштадтской крепости. И, безусловно, самое интересное в инженерном отношении. Более ста лет, до окончания строительства фортов «Тотлебен» и «Обручев», форт «Великий князь Константин» являлся, в терминологии Безила Лиддел-Гарта, центром позиции передовой линии обороны крепости, располагаясь непосредственно на направлении главного удара, у южного фарватера, единственно возможного из-за навигационных условий направления прорыва главных сил вражеского флота. Именно здесь впервые внедрялись передовые технические и конструкторские решения, здесь устанавливались новейшие системы вооружения и приборы управления огнем.

Уже в момент своего создания, в 1809 году, Двойная южная батарея отличалась от всех остальных сооружений крепости: впервые орудийная батарея была выполнена в два яруса, что позволило на той же площади ряжевого основания разместить большее количество орудий и существенно усилить огневую мощь. Причем первый, нижний ярус надежно защищался от ядер любых орудий бруствером и валгангом верхнего яруса.

В 1834 году, после коренной реконструкции, по высочайшему указу императора всея Руси Николая I, батарея переименована в форт «Великий князь Константин» в честь второго сына императора, генерал-адмирала, главы Морского ведомства.

kron_map2_bw

Быстрое прогрессирование артиллерийских систем скоро сделало бесполезными деревянные оборонительные сооружения, и накануне Крымской (Восточной) войны форт был разобран. На сохранившемся основании построена временная каменная батарея — Морская № 4 «Константин», чаще именуемая Константиновской.

В дальнейшем немного юго-западнее была создана еще одна батарея, новая Константиновская, обе батареи объединили в один комплекс и соединили дамбой с островом Котлин.

На Константиновской батарее впервые в мире применен броневой бруствер (причем трех разных конструкций — инженер-подполковника Шведе, Артиллерийского ведомства и Ланкастера), открыто в первоначальном варианте установленные за брустверами орудия защищались от навесного огня броневыми блиндажами, впервые использован дальномер системы В. Ф. Петрушевского с передачей данных по подводному телеграфному кабелю на форты Александр I и Павел I, батарея первой среди всех боевых сооружений крепости получила на вооружение скорострельные 6» пушки Канэ, пристрелочные 57 мм пушки Норденфельда и два уникальных скрывающихся в казематах 11» орудия конструкции генерал-майора Паукера. Перед Первой мировой войной батарея «Константин» была вооружена, помимо орудий других калибров, двумя орудиями калибра 13,5» — самыми мощными в Кронштадтской крепости.

  • 1808 г. — строительство Двойной Южной батареи
  • 1834 г. — построен капонир в горже, соединённый с флангами
  • 1834 г. — батарея переименована в форт «Константин»
  • 1858 г. — начало строительства эскарпной стены
  • 1863 — 1864 гг. — установка металлических брустверов
  • 1868 г. — форт переименован в морскую южную батарею № 4 «Константин», развитие артиллерии
  • 1890 г. — построена дамба, соединившая форт с островом Котлин
  • 1896 г. — 1901 гг. — реконструкция батарей форта
  • 2005 г. –  до настоящего времени — форт сдан в долгосрочную аренду крупнейшему автотранспортному предприятию Санкт-Петербурга
  • 2013 г. – открытие на территории форта  международного морского пункта пропуска для яхт и маломерных судов.

21 мая 2013 г.

В соответствии с решением Морского Совета при Правительстве Санкт-Петербурга приказом Росграницы от 15 ноября 2012 года № 250-01 на форту Константин (г. Кронштадт) открыт в пределах 1-й очереди,  Пункт пропуска через государственную границу РФ для маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов.

Пункт пропуска начинает свою работу 21 мая 2013 года. На Пункте пропуска одновременно могут проходить пограничный и таможенный контроль  до 10 судов различного класса.

Кроме того на форту Константин оборудован терминал Балтийской таможни для временного хранения и  таможенной очистки  маломерных, прогулочных и спортивных судов.

History and Fort highlights

Fort “Grand Duke Konstantin” – one of the most significant fortifications of Kronshtadt fortress and undoubtedly, the most remarkable from the engineering point of view. For more than a hundred years, before forts “Totleben” and “Obruchaev” were constructed, fort “Grand Duke Konstantin” served the core of vanward defense line. It was constructed right to face the main attack, near southern navigating channel, which was the only possible spot for the enemy’s fleet to break-though. It was here where cutting-edge technical and engineering solutions were adopted; the newest weapons and fire control instruments were installed.

Already when it was created in 1809 Double southern battery was different from all the other structures of the fort: for the first time ever artillery battery was a double-deck construction, what allowed to double the number of weapons at the same square and significantly increase gunpower. Moreover the lower deck was safely protected from the cannon balls by breastwork of the upper deck.

In 1834 after radical reconstruction, under the Imperial edict of Nicolas I, the battery was renamed after Grand Duke Konstantin, the Emperor’s second sun, admiral and the head of Admiralty.

Fast development of artillery soon made wooden fortifications useless and right before Crimean war the fort was dismantled. On its foundation they built temporary stone battery – Navy batter №4 “Konstantin”.

Later another battery – “new Konstantinovskaya” was constructed a bit to the South-West, both batteries were united into one body and connected with Kotlin Island by the dam.

kron_map2_bwFor the first time ever on Konstantinovskaya battery the army introduced armoured breastwork (of three different kinds: constructed by engineer colonel Schwede, Artillery department and Lancaster). The weapons, installed behind the breastworks, were protected from curved fire by armoured blindages. For the first time here the distance gauge invented by Petrushevskiy was used, and the data could be transferred to forst Alexander I and Paul I by underwater telegraph cable. The battery was first to be equipped by rapid-fire 6“ cannons, observing 57mm cannons by Nordenfeld and 2 unique weapons by major general Pauker, which were hidden in casemates. Before the First world war the battery Konstantin was amongst other things equipped with 2 13,5“ weapons – the mightiest in the whole fortress of Kronshtadt. 1808 – construction of Double Southern battery

 

  • 1834 – caponier constructed in the gorge, joined with the wings
  • 1834 – battery renamed into fort “Konstantin”
  • 1858 – construction of escarp wall begins
  • 1863 – 1864 – iron breastworks installed
  • 1868 – fort renamed into marine southern battery #4 “Konstantin”, artillery development
  • 1890 – dam constructed, connecting the fort to Kotlin Island
  • 1896 – 1901 reconstruction of fort’s batteries
  • 2005 – present fort leased out for a long term to the biggest motor transport company in St-Petersburg
  • 2013 – opening of international marine checkpoint for yachts and small vessels

Joint committee approved the district “Fort Konstantin” of marine checkpoint in “Big port of Saint-Petersburg”.

17th August 2012 the Joint committee gathered for a session in order to check conformance of reconstruction of first order of terminal for small-sized vessels and yachts (Fort Konstantin) of marine passenger-and-freight permanent multilateral checkpoint through Russian state border with technical requirements for construction and reconstruction of border and customs checkpoints. After check the members of the Committee approved the checkpoint. Project capacity of first order of Fort Konstantin was set up to 20 yachts and 100 people a day.

The committee was presided by the Head of Department for maintenance of state border objects and checkpoints administration of Russian border authority Danila Vavilov.

Joint committee also included the representatives of North-West territorial administration of Russian border authority, department of state policy in the field of marine and river transport of Russian Ministry of transport, North-West customs administration of Federal customs service, Boundary administration and Devision of border control of Federal Security service in Saint-Petersburg and Leningrad region, Agricultural control and Customer service control.